Религия и ее роль в культуре

Информация » Религия и ее роль в культуре

Страница 4

Очень неровно складывалась судьба России в первые 55 лет XIX века. Эти годы начались с победы в Отечественной войне 1812 года, а закончились поражением в крымской войне. В начале века составлялись конституционные проекты. В течение всего этого периода жизнь России омрачняло крепостное право.

Вскоре после страшного разгрома декабристов исподволь начался новый этап освободительного движения. Это говорило о том, что свободолюбивый дух России не сломлен. Это вселяло надежду, что Россия постепенно справится со всеми трудностями. Наиболее впечатляющих успехов в эти годы Россия добилась в области культуры. Эта половина века дала России и миру Пушкина и Лермонтова, Грибоедова и Гоголя, Белинского и Герцена, Глинку и Даргомыжского, Брюллова, Иванова и Федотова и, наконец, совместное творение целой плеяды замечательных зодчих – старый Петербург.

А. И. Герцен был первым, кто в русском общественном движении воспринял идеи популярного 30 – 40 года XIX века западноевропейского утопического социализма. Опираясь на существование в России крестьянской общины, полагая, что она уже сама по себе есть зачаток социализма, он создал теорию русского общинного социализма, дав мощный толчок развитию социалистической мысли в России.

В одном из произведений А. И. Герцен писал о русском народе, «мощном и неразгаданном», который «сохранил величавые черты, живой ум и широкий разум богатой натуры под гнетом крепостного состояния и на петровский приказ образовываться – ответил через сто лет огромным явлением Пушкина». Конечно, не только А. С. Пушкина имел в виду Герцен. Пушкин стал символом своей эпохи, когда произошел стремительный взлет в культурном развитии России. Время Пушкина, первую треть XIX века, не зря называют «золотым веком» русской культуры.

На рубеже XVIII и XIX веков классицизм уступил место сентиментализму. В конце своего творческого пути к этому литературному направлению перешел Г. Р. Державин. Основоположником русского сентиментализма стал писатель и историк Н. М. Карамзин. На смену сентиментализму Карамзина и романтизму В. А. Жуковского шло новое направление – реализм, представителями которого были А. С. Грибоедов (комедия «Горе от ума») и Крылов. Утверждение этого направления связано с именами А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя. А. С. Пушкин – основоположник русского реализма («Вольность», «Евгений Онегин», «Борис Годунов»).

Молодость А. С. Грибоедова совпала с началом 20-х годов XIX века России, со временем бурного общественного возбуждения и свободомыслия, когда начали складываться тайные политические организации декабристов. Грибоедов был близок к политическим идеалам первых русских революционеров, что и явилось одним из определяющих обстоятельств жизни и творчества. Содержание комедии, появившейся в 1824 году, отразило расстановку политических сил и конфликт этой эпохи.

В период творчества Грибоедова реализм как художественный метод находился в процессе становления, тем не менее «Горе от ума», наряду с «Евгением Онегиным», являются первыми реалистическими произведениями в русской литературе. Реализм комедии проявляется в изображении характеров всех персонажей, их неповторимой индивидуальности и в то же время жизненной узнаваемости, и в описании бытового фона, где так убедительны и обоснованы поступки участников драмы. Поэтому Гончаров говорил, что «читатель чувствует себя и теперь среди живых людей, а не ушедших в древность».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Рекоменудем посмотреть:

Художник будущего кинематографа
Существенно видоизменившийся «монтаж аттракционов» дал возможность режиссеру сначала для скрытого, а потом становящегося все более явным процесса ассоциативного мышления на материале далекой истории, которая, проецируясь на настоящее, выз ...

Театр сегодня
Смена политической формации в начале 1990-х и длительный период экономической разрухи кардинально изменили жизнь российского театра. Первый период ослабления (и после – и отмены) идеологического контроля сопровождался эйфорией: теперь мож ...

Федоскинская лаковая живопись
Звенят колокольчики под дугой, гудит земля под копытами тройки, и кажется, мы слышим весёлый смех. Но, может быть, увидим праздничное гулянье, яркое половодье красок хоровода или семейное чаепитие у большого золотого самовара. Или силуэты ...