Религия и ее роль в культуре

Информация » Религия и ее роль в культуре

Страница 4

Очень неровно складывалась судьба России в первые 55 лет XIX века. Эти годы начались с победы в Отечественной войне 1812 года, а закончились поражением в крымской войне. В начале века составлялись конституционные проекты. В течение всего этого периода жизнь России омрачняло крепостное право.

Вскоре после страшного разгрома декабристов исподволь начался новый этап освободительного движения. Это говорило о том, что свободолюбивый дух России не сломлен. Это вселяло надежду, что Россия постепенно справится со всеми трудностями. Наиболее впечатляющих успехов в эти годы Россия добилась в области культуры. Эта половина века дала России и миру Пушкина и Лермонтова, Грибоедова и Гоголя, Белинского и Герцена, Глинку и Даргомыжского, Брюллова, Иванова и Федотова и, наконец, совместное творение целой плеяды замечательных зодчих – старый Петербург.

А. И. Герцен был первым, кто в русском общественном движении воспринял идеи популярного 30 – 40 года XIX века западноевропейского утопического социализма. Опираясь на существование в России крестьянской общины, полагая, что она уже сама по себе есть зачаток социализма, он создал теорию русского общинного социализма, дав мощный толчок развитию социалистической мысли в России.

В одном из произведений А. И. Герцен писал о русском народе, «мощном и неразгаданном», который «сохранил величавые черты, живой ум и широкий разум богатой натуры под гнетом крепостного состояния и на петровский приказ образовываться – ответил через сто лет огромным явлением Пушкина». Конечно, не только А. С. Пушкина имел в виду Герцен. Пушкин стал символом своей эпохи, когда произошел стремительный взлет в культурном развитии России. Время Пушкина, первую треть XIX века, не зря называют «золотым веком» русской культуры.

На рубеже XVIII и XIX веков классицизм уступил место сентиментализму. В конце своего творческого пути к этому литературному направлению перешел Г. Р. Державин. Основоположником русского сентиментализма стал писатель и историк Н. М. Карамзин. На смену сентиментализму Карамзина и романтизму В. А. Жуковского шло новое направление – реализм, представителями которого были А. С. Грибоедов (комедия «Горе от ума») и Крылов. Утверждение этого направления связано с именами А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя. А. С. Пушкин – основоположник русского реализма («Вольность», «Евгений Онегин», «Борис Годунов»).

Молодость А. С. Грибоедова совпала с началом 20-х годов XIX века России, со временем бурного общественного возбуждения и свободомыслия, когда начали складываться тайные политические организации декабристов. Грибоедов был близок к политическим идеалам первых русских революционеров, что и явилось одним из определяющих обстоятельств жизни и творчества. Содержание комедии, появившейся в 1824 году, отразило расстановку политических сил и конфликт этой эпохи.

В период творчества Грибоедова реализм как художественный метод находился в процессе становления, тем не менее «Горе от ума», наряду с «Евгением Онегиным», являются первыми реалистическими произведениями в русской литературе. Реализм комедии проявляется в изображении характеров всех персонажей, их неповторимой индивидуальности и в то же время жизненной узнаваемости, и в описании бытового фона, где так убедительны и обоснованы поступки участников драмы. Поэтому Гончаров говорил, что «читатель чувствует себя и теперь среди живых людей, а не ушедших в древность».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Рекоменудем посмотреть:

Интенция
Согласно психологическому словарю, данное слово обозначает направленность сознания, мышления, воображения на какой - либо объект. А в качестве вполне корректного приёма убеждения выступает, во- первых, сам процесс нацеливания собеседника ...

Светлая истина
«Они научились лгать полюбили ложь и познали красоту лжи» (с. 439). Все начинается с малого, иногда и одна капля может вызвать потоп. Пространство вокруг героя нагнетается, начинает блекнуть и, в конце концов, снова появляется серый цвет ...

Духовная культура Санкт-Петербурга эпохи Просвещения
При всех отличиях материальной культуры от культуры духовной, становившихся все более глубокими по мере развития новых способов промышленного производства, между этими уровнями культуры существовала глубинная внутренняя связь, которая и о ...