Религия и ее роль в культуре

Информация » Религия и ее роль в культуре

Страница 3

В Библии говорится, что для каждого человека всегда открыты два пути: «путь вечной жизни» - узкий путь и «путь гибели» - широкий. Многие идут последним путем. Желание утвердить себя, самомнение и гордыня могут привести к преступлениям, что блестяще проанализировал Ф. М. Достоевский в романе «Преступление и наказание» на примере судьбы Родиона Раскольникова. Узкий путь, «путь жизни» - это путь духовного совершенствования, путь духовной чистоты, внутреннего покоя, путь мира, праведности и покаяния. Это сложный путь, и немногие его находят.

Нравственные идеалы, достойные человека, были подробно изложены Христом в Нагорной проповеди. Христос апеллировал к высшим мотивам поведения человека, к более высокой степени духовности. В Нагорной проповеди он говорит не столько о справедливости, сколько любви.

Первая и главная заповедь – о любви к Богу, который своей мученической смертью искупил грехи людей, победил все низкое и злое в них. Вторая заповедь – о любви к человеку. Эти две заповеди связаны между собой, потому что Бог образу и подобию своему.

Нравственное совершенство требует решения еще более сложной моральной задачи: любить не только ближних, но и врагов своих.

Весьма удивительным для слушателей Нагорной проповеди было следующее. Раньше считалось, что праведность вознаградится земными благами, но Христос ничего такого не обещал. Наоборот, он говорил, что праведные в земной жизни будут гонимы и нищи, потому что богатство не в материальных вещах, а в духовности.

Человек всегда ищет высший смысл жизни, стремится к чему-то вечному, гармоничному, прекрасному. Поэтому главное в проповеди Христа то, что он пришел, чтобы в корне изменить природный порядок существования, возвестил Царствие Небесное, новый тип бессмертного бытия. Его необходимо активно приближать. Таким образом, читая Нагорную проповедь Христа, можно прийти к следующим выводам. Во-первых, необходимо постоянное нравственное самосовершенствование, отказ от соблазнов и мелочей земной жизни. Это сверхчеловеческие требования, они противоречат природе человека и в то же время призывают его стремится к идеалу. Во-вторых, нравственного самосовершенствования самого по себе, без активного преобразования материального мира не недостаточно. Необходимы активные поиски новой духовной природы. Это направление человеческой деятельности было глубоко осознано и развито русским религиозным мыслителем-утопистом Н. Ф. Федоровым (1828 – 1903) в его «Философии общего дела». Свое учение Федоров назвал активным христианством, обнаружив в учении Христа «космический смысл» - призыв к активному преобразованию природного смертного мира в бессмертный, божественный тип бытия. Он пытался спроектировать реальный мост от земли к небу, от естественного к сверхъестественному.

В VI веке христианство становится государственной религией и тем самым приобретает статус «охранительной» идеологии Римской империи. В этом качестве религия подчиняла себе и философию, и искусство, и мораль, и науку. Религиозная вера, обеспечившая определенную цельность средневековой культуры, представляла собой высшую истину, с которой соотносились культурные ценности. По мере развития культуры мораль постепенно начинала оспаривать монополию религии на решение «вечных проблем» человеческого бытия. Ведь Бог мыслился одновременно не только как создатель всего «сущего», наличного мира, но и как творец «должного», источник моральных ценностей и норм, а это поставило перед теологами проблему теодицеи, «оправдания Бога».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Рекоменудем посмотреть:

Фотожурналистика
Современная фотожурналистика стала возможна с изобретением малогабаритной камеры. Появление 35-миллиметровой «лейки», которая была создана в 1914 году и выпущена в продажу в Германии в 1925 году, внесло много значительных изменений в кажд ...

Русская историческая живопись
В живописи классицизм утверждался более сложным путем, так как по своей специфике она более тяготеет к конкретному и индивидуальному. Вполне естественно, что идеи Отечества, гражданственности, героическое начало нашли свое отражение в пер ...

Функции римского портрета
Религиозная функция Одним из корней реализма римского портрета стала его техника: как считают многие ученые, римский портрет развился из посмертных масок, которые было принято снимать с умерших и хранить у домашнего алтаря (lararium) вме ...