Религия и ее роль в культуре

Информация » Религия и ее роль в культуре

Страница 2

Храм – это не только место богослужения, это – крепость, символ силы и независимости государства (города), исторический памятник. Так, самая древняя церковь Ленинградской области – церковь св. Георгия в Старой Ладоге - была построена в честь обеды над шведами, осадившими Ладогу в 1164 году, и посвящена святому Георгию, покровителю ратных дел. Главный храм Пскова – Троицкий собор. Памятник утверждения Киевского государства, главный христианский храм Киева – Софийский собор, был построен Ярославом Мудрым в XI веке. В Софийском соборе была создана первая на Руси библиотека, велось летописание.

Таким образом, храмы являлись культовыми сооружениями, имели большое культурное значение: в них воплотилась история страны, традиции и художественные вкусы народа.

Религия являлась богатым, многовековым пластом мировой культуры, оказало огромное влияние на литературу. Она оставила миру Веды, Библию и Коран.

Веды – это обширный фонд идей, ценнейший источник древнеиндийской философии и различных знаний. На почве вед возникла и вся древнейшая индийская культура, подарившая миру Махабхарату и Бхагавадгиту.

Библия является памятником древнееврейской литературы (Ветхий завет) и раннехристианской литературы (Новый завет). В Библии нашли отражение жизнь народов Древнего Средиземноморья – войны, соглашения, деятельность царей и полководцев, быт и нравы того времени. Поэтому Библия является одним из крупнейших памятников мировой культуры и литературы.

Коран включает в себя исламское учение о судьбах мира и человека, содержит собрание обрядовых и юридических установлений, назидательных рассказов и притч. В Коране представлены древнеарабские обычаи, арабская поэзия, фольклор.

Роль религии в истории мировой культуры заключалось не только в том, что она даровала человечеству «священные» книги – источники мудрости, доброты и творческого вдохновения, но она оказала немалое влияние на художественную литературу разных стран и народов.

В литературе XIX века появляются образы людей христианского духа святости: У Ф. М. Достоевского – князь Мышкин в романе «Идиот», Алеша и Зосима в «Братьях Карамазовых»; у Л. Н. Толстого – Платон Каратаев в «Войне и мире». А. Блок в поэме «Двенадцать» впереди объятых ненавистью и готовых на смерть людей поставил Христа, образ которого символизирует надежду людей на очищение и покаяние хотя бы когда-нибудь, в будущем. Позднее Христос появился в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» под именем Иешуа, у Б. Пастернака – в «Докторе Живаго», у Ч. Айтматова – в «Плахе», у А. Домбровского – в «Факультете ненужных вещей».

Когда люди теряют духовные ориентиры, порывают с вечными ценностями и начинают жить только сиюминутными проблемами, заботясь о пище, одежде, жилье, тогда культура и общество неизбежно оказывается в кризисе. Так было на закате античности, так было в конце XIX века, так происходит и сейчас. Выход из тупика – в нравственном возрождении людей, которое всегда совершалось на духовной, в том числе религиозной основе.

Религия была всегда символом духовного поиска, служения добру и утверждения христианской морали. В то же время религия утешает, успокаивает тех, кому одиноко и плохо в этом мире, дает примеры жизни подвижников церкви (Сергей Радонежский, Серафим Саровский, Ксения Петербургская). Религия неразрывно связана с моралью, однако при этом совершенно не следует делать вывод, что верующие всегда были нравственными людьми, а атеисты – наоборот. Человек по своей природе и добр, и зол, и прекрасен, и ужасен. Все зависит от того, каким путем он пойдет.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Рекоменудем посмотреть:

Формирование светской культуры
Хотя средневековая культура обладала идейной, духовной и художественной целостностью, доминирование христианства не делало ее совершенно однородной. Одной из ее существенных черт являлось возникновение в ней светской культуры, отразившей ...

Робер Капа: фото в бою
Робер Капа (1913—1954) был самым выдающимся сражающимся фотографом своего времени. Человек, который любил мир, ненавидел насилие и террор и мечтал о времени, когда не будет войн, которые нужно снимать, посвятил всю свою сознательную жизнь ...

Основные направления культуры серебряного века
«Символизм» - направление в европейском и русском искусстве, возникшее на рубеже XX столетия, сосредоточенное преимущественно на художественном выражении посредством СИМВОЛА «вещей в себе» и идей, находящихся за пределами чувственного вос ...