Однако, как писал в работе “Восстание масс” Хосе Ортега-и-Гасет, история не может ничему научить, но она может показать, чем горек путь ошибок прошлого. Для Рима этот путь ошибок, как и для каждой другой культуры и цивилизации, заложен в самой форме его существования — в бесконечном присвоении богатств мира, не созданных римлянами, превращении людей в рабов, и постепенно honor предков переходил в гонор и спесь завоевателей.
На гребне войн и захвата земель и других благ выделилось особое сословие — всадники, второе после сенаторов сословие Рима, которое стремилось к власти, обладая средствами и военной силой. Кроме того, армия начинает претендовать на влияние в обществе: долгое время в ней находились лишь представители имущих слоев. Но войны, рост городского населения, появление в нем разоренных и неимущих — пролетариев, которые не могли служить в армии, поскольку были слишком бедны,— все это заставило Рим во II веке до н. э. перейти к профессиональной армии. В профессиональную армию шла большая часть пролетариев, которые ожидали “ .не только военной добычи, но и последующего наделения воинов участками земли” [160, с. 223].
Все эти слои населения претендовали и на место под солнцем, и на участие в системе магистратов. Это привело к политическим потрясениям, в результате чего республика вступила в период военных диктатур, со всеми их кровавыми последствиями. Самым жутким лицом среди военных диктаторов можно считать Суллу (138—78 до н.э.), провозгласившего себя диктатором на неопределенный срок вместо положенных 6 месяцев. Он составил списки — проскрипции (лат. proscriptio “письменное обнародование”), в которые внес своих политических противников: за убийство каждого полагалась награда 12 тысяч денариев, а рабы, доносившие на своих хозяев, получали свободу. Сулла пытался ограничить власть народных трибунов, отстранить от участия в делах всадников, вернуть власть аристократическому сенату. После смерти Суллы начались восстания в различных провинциях Рима (крупнейшее из них — восстание Спартака), что окончательно подорвало доверие к республике. Последний яркий всплеск республиканского Рима связан с именами Юлия Цезаря (102/100 — 44 г. н. э.) и Цицерона. Однако и они не смогли что-либо изменить в республике. Недовольство бедноты, восстания рабов, претензии разных сословий к сенату требовали единоличной власти. Цезарь сделал попытку перейти к ней, объявив себя пожизненным диктатором и трибуном, а также религиозным главой Рима — великим понтификом. Он пытался привлечь к себе мягкостью обхождения, обширной программой реформ, но заговор оборвал его жизнь.
Все безобразие вырождения показал последующий период существования Рима: стремление к власти не ради блага общества, а ради личного обогащения. “Никакая жертва не казалась чрезмерной, чтобы занять должность . консула . Поскольку избрание магистрата во многом зависело от голосов городской бедноты, то было принято заранее привлекать ее на свою сторону в обмен на устроенные для горожан пышные празднества с играми и раздачей хлеба, вина или масла, а также путем прямого денежного подкупа . Существовала целая система посредников между кандидатом и избирателями, занятых раздачей хлеба — до и после выборов и отнюдь не скрывавших своей деятельности” [156, с. 238]. Суммы подкупов были огромны (Цицерон в одном их своих писем называет сумму в 10 млн сестерциев). “К выборам начинали готовиться заблаговременно, обдумывая все возможные перипетии избирательной кампании, мобилизуя друзей и устанавливая выгодные связи с влиятельными людьми . Предвыборная агитация не должна ограничиваться Римом, но надлежит охватить и жителей муниципиев, колоний и префектур. Необходимо обещать помощь всем, .выглядеть любезным и безмятежно спокойным; к каждому на улице обращаться по имени, прибегая для этого к помощи раба-номенклатора, нашептывающего на ухо хозяину имена всех встречных. Кандидату следует всегда появляться в сопровождении как можно более многочисленной свиты, чтобы производить впечатление человека, у которого великое множество друзей. В открытой политической полемике римляне не останавливались ни перед чем, обвиняя противников во всевозможных преступлениях и извращениях” [там же, с. 239, 240]. К этой картине остается добавить еще и то, что в Риме, который прежде Ценил свою свободу и независимость, появляется термин accipere — “брать” (имеется в виду взятка), даже в глазах варваров Рим выглядит городом, который может купить всякий, кто захочет это сделать.
Рекоменудем посмотреть:
Светские сооружения
эпохи готики
Города, становившиеся все более богатыми и влиятельными, нуждались в оборонительных стенах. В Каркассоне стены с башнями, поставленными через одинаковые интервалы, следуют рельефу местности. Зубцы, венчающие стены, служили прикрытием для ...
Кризис морали. Чувственность. Мещанство
Напрямую с кризисом веры, рационализмом и индивидуализмом связан на Западе кризис морали. И это вполне закономерно: народ, отступивший от Бога Истинного, неизбежно бывает порабощен трем старым, как дьявол, идолам, трем основоположным стра ...
Великие фотографы нашего времени
Дэвид Ла Шапель
Дэвид Ла Шапель (David La Chapelle), американский фотограф и режиссер-клипмейкер.
Родился в 1964 году в штате Северная Каролина, в США. Искусство фотографии и дизайна изучал в Художественной студенческой лиге и Школе изо ...
Навигация