Рим царей — истоки и основания грядущего величия

Информация » Рим царей — истоки и основания грядущего величия

Страница 4

Развитие римской культуры периода республики шло путем создания той формы государственности, что легла в основу цивилизации и сохранила свое значение до сих пор. Вслед за римской традицией мы будем в дальнейшем именовать должности в ней магистратом (лат. magistrates “должностное лицо, начальник”). Так, консулы — это два высших магистрата. Первоначально в помощь консулам избирались два квестора, управлявшие казной и участвовавшие в судебных разбирательствах, затем их число увеличилось (при Сулле — 20, при Цезаре — 40). С V века до н. э. квесторы стали представлять собой самостоятельный магистрат, во время военных походов они управляли казной войска. Кроме квесторов, существовали цензоры, проводившие ревизию имущества (ценза) граждан, в их обязанности входил надзор за возведением построек, отдача сбора налогов на откуп. Цензор следил за тем, как каждый гражданин выполняет свои обязанности по отношению к государству, что впоследствии привело к надзору за нравственностью и слежке за каждым римлянином под лозунгом защиты “старых добрых нравов”. Приговор цензора не мог быть обжалован, цензор же мог по своему усмотрению составлять списки сенаторов, исключая из него тех, кого считал недостойным. Впоследствии появилась должность военного трибуна с консульской властью, которую мог занимать и плебей.

Для организации управления обществом в экстремальных условиях избирался магистрат, наделенный чрезвычайными полномочиями, или назначалось должностное лицо со всей полнотой единоличной власти сроком на 6 месяцев — диктатор. К диктатуре прибегали лишь в периоды опасности для Рима.

Підпис: Статуя оратора 
 Авла Метелла. 
 I век до н. э.

Республика вела множество войн, которые почти не прекращались. Возникла необходимость организовывать управление завоеванными территориями. Рим основал для этого муниципии — города с самоуправлением. Там избирались собственные правители — дуумвиры, исполнявшие судопроизводство, а также аналогичный римскому сенату декурион. Население муниципий не участвовало в решении дел Рима и не получало римских должностей. Некоторые поселения имели ограниченное римское гражданство — без права голосования в народных собраниях и самоуправления. Для управления делами в такие города присылался из Рима префект.

Завоевания Рима создавали не только новые территории, но и новые проблемы. Римский плебс требовал участия в разделе завоеванных земель и расширения прав. Долгая борьба разрешилась победой плебеев после того, как они покинули Рим во время войны с эквами в 494 году до н. э. и ушли на Священную гору. Военная угроза вынудила патрициев к уступкам, после чего римские плебеи получили право на своих собраниях — плебисцитах — избирать 2—4, а позднее 10 народных трибунов. Долгое время они не были должностными лицами, а лишь выражали интересы плебса, останавливали то или иное решение магистратов или сената и пользовались правом неприкосновенности. Решения, которые принимали трибуны, были обязательны лишь для плебса. Долговременная борьба римского плебса за свои права закончилась тем, что с 367 года до н. э. один консул мог быть плебеем, а в 332 году до н.э. один из плебеев стал даже цензором.

Постоянная борьба плебеев за расширение своих прав привела к созданию правовых норм Рима. Коллегия из 10 должностных лиц — децемвиров (лат. decemviri “десять мужей”) составила знаменитые “Законы XII таблиц” (451 г. до н. э.); они были записаны на медных пластинах и выставлены на главной площади Рима — Форуме. В них еще не разделялись гражданское, уголовное и процессуальное права, но уже были положены основания для них. Подробно рассматривались права наследования: лишение сына наследства должно было утверждаться на народном собрании; после троекратной продажи отцом сына в рабство сын получал право независимости от отца; родители должны были обеспечить будущее своих детей и дать приданое дочерям и др. Жестоко карались кражи и любые покушения на собственность, причем наказания для свободного и раба были различны. Множество законов было связано с долговым правом, согласно которому кредитор мог распоряжаться не только имуществом и свободой должника, но и его жизнью. Справедливость по отношению к должникам была представлена правилами, на основании которых патрон, обманувший своего клиента, предавался проклятию. Запрещалось передавать землю в собственность храмам, “что препятствовало образованию в Риме экономически, а значит, и политически сильного жречества” [101, с. 393]. Специально оговаривалось равенство каждого перед законом, и это было особенностью римских законов по отношению ко всем законам, создававшимся ранее, например, Ашшурбанипалом или Хаммурапи. Таким образом, культура Рима в период республики преуспела в создании государственного аппарата и права, которым нет аналогов ни в одной ранней культуре.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Рекоменудем посмотреть:

Надвратная церковь-колокольня во имя трех святителей
Доподлинно неизвестно, существовала ли в Высоцком монастыре надвратная церковь в первые десятилетия его истории. Первые сведения о ней относятся к 1624 году, когда в обители отстраиваются каменные ворота, а над ними храм в честь святителе ...

Секс с точки зрения медицины и культуры
Все множество видов существующих культурных норм составляет нормативную систему культуры. Она является не хаотичной суммой разрозненных элементов, а подвижной целостностью, все части которой связаны друг с другом и выполняют определенные ...

Михаил Козловский
Родился в Петербурге в семье военного музыканта, который служил в унтер-офицерских чинах в Балтийском галерном флоте. В 1764-1773 гг. учился в Академии художеств. Пенсионер Академии художеств в Риме (1774-1779) и Париже (1779-1780). Год ...