Рим царей — истоки и основания грядущего величия

Информация » Рим царей — истоки и основания грядущего величия

Страница 6

О Рим! Не ты ль изведал торжество

Трехсот триумфов! В некий день священный

Не твой ли Брут вонзил кинжал в того,

Кто стать мечтал диктатором вселенной!

Тит Ливий, да Вергилий вдохновенный,

Да Цицерон — в них воскресает Рим.

Все остальное — прах и пепел бренный,

И Рим свободный — он неповторим!

[22,т. 1, с. 276].

В этих стихах сконцентрировано все, чем славен Рим, все, что отличало римлянина от представителя любой другой культуры. Простое перечисление достоинств римлянина окажется немногочисленным: мужество, справедливость, свобода, почтение к предкам и их заслугам. Но главным было качественное своеобразие этих особенностей.

Мужество (virtus), порожденное в многочисленных войнах, требовало честности, непреклонности в испытаниях, верности долгу и данному слову, трудолюбия и выносливости. Известна легенда о Муции Сцеволе (лат., греч. “левша”), попавшем в плен во время войны с этрусками: он сжег на огне правую руку, показывая противнику, что никакие пытки не заставят его изменить долгу. Мужество присуще не только воину, но и земледельцу и вообще гражданину. В такой форме virtus выступает как добродетель, к которой должен стремиться любой римлянин.

Форум Романум

Справедливость (ius) часто ставилась даже выше мужества. Римский поэт и историк Энный (239—169 до н.э.) устами одного из героев, Приама, говорит, что мужеством могут обладать “и дурные люди, но они всегда презирают справедливость, верность долгу и клятве” [156, т. 1, с. 26]. Наградой за выполнение долга были всеобщий почет и публичное одобрение.

К свободе (libertas) в Риме было особое отношение. В результате войн здесь появилось огромное количество рабов, считавшихся не людьми, а лишь “говорящими орудиями труда”. Поэтому рабство было альтернативой для римлянина: личная свобода — первое, что отличало гражданина от раба. Для римлянина была нежелательна любая зависимость,— денежный долг, услуга или иное обязательство, ибо он понимал, что это — форма несвободы. “Человек, работавший за плату, сидевший на тех или иных правах на чужой земле, кому-то чем-то обязанный . хотя и был юридически равноправен, полностью свободным считаться не мог” [там же. с. 27). Так, клиенты брали на себя обязательства поддерживать патрона в его делах, в голосовании за него в народном собрании, и это отнимало у них право на собственное мнение. Но, главное, свобода для римлян — это свобода от тирании, царской власти.

На этих принципах и держалась аристократическая республика Рима (res publica, res populi, res communis — “дело народа” — говорил Цицерон). Чтобы гордиться своим обществом, нужна память о его заслугах, прежде всего — о заслугах рода, семьи перед Римом, пример прошлых добродетелей. Почитание главы рода для римлян — древний обычай. Еще в условиях общины считалось, что умерший глава рода становится божеством. Его похороны обставлялись торжественно: шли родственники в масках всех прежних глав фамилии, в речах упоминались все заслуги покойного перед общиной, а впоследствии — перед республикой или империей. Такое восхваление главы рода ничем не напоминало надписи на саркофагах фараонов: для Египта важны были личные достоинства умершего, для Рима — его общественная значимость, выражавшаяся в почете (honor), большем или меньшем — в зависимости от заслуг.

На основании памяти о великих деяниях предков складывается представление о великом прошлом Рима, создававшемся делами и жизнью достойных.

Підпис: Брут. 
 II век до н. э.

Это прошлое должно было стать залогом еще более великого будущего. Так возник миф об особенной миссии Рима — города и государства в мире, отраженный в словах Вергилия о предназначении римлян. Этот же миф лежал в основе пристойного поведения — серьезного, гордого и медлительного. Смех, буйное веселье, поспешность и суета считались несовместимыми с обликом истинного римлянина. Все это, соединяясь с мужеством и чувством собственной избранности, принадлежности к великому римскому народу, составляло суть римского менталитета.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Рекоменудем посмотреть:

Культурный, или познавательный туризм
Туризм — наилучший способ знакомства с другой культурой. Гуманитарное значение туризма заключается в использовании его возможностей для развития личности, ее творческого потенциала, расширения горизонта знаний. Стремление к знанию всегда ...

Романтическая концепция искусства
Рассмотрение концепции искусства немецкой романтической школы представляется актуальным для темы данной курсовой работы. Феномен трагизма художественного существования формируется благодаря новому пониманию романтиками сущности искусства. ...

Надар - Тициан фотографии
Многие художники, издатели и скульпторы во Франции яростно выступали против фотографии и ее невероятной популярности. Проклятьями по ее адресу были наполнены газетные статьи и карикатуры. Для художников фотография являла собой угрозу не т ...