Многонациональный советский театр, возникший в результате победы

Развитие театра в России » Многонациональный советский театр, возникший в результате победы

Страница 5

Разгром революции 1905 года и последовавшая за ним жесточайшая реакция нанесла огромный ущерб развитию театра. Из репертуара театра исчезли все более или менее прогрессивные пьесы, изменился характер репертуара, но значительно упала культура спектакля, не стало проникновенной актерской игры.

1910 год ознаменовался в Ставрополе строительством двух новых театральных зданий. 1 октября открылся новый театр «Пассаж», отстроенный купцами - братьями Меснянкиными (ныне здание краевой филармонии).

Меснянкины, крупнейшие ставропольские купцы, без сомнения, рассматривали театральное здание, как одну из прибыльных статей дохода. Территориально они приблизили театр к торговой части города, где сосредоточилось купечество и иной торговый люд, здесь же находилось большинство городских гостиниц. В самом здании объединились: торговый пассаж, кинотеатр «Модерн» и драматический театр.

Предприимчивый купец Пахалов в 1911 году закончил постройку нового летнего театра, вместо сгоревшего в конце 90-х гг. XIX в. Летнего театра, расположенного в Воронцовской роще (ныне – парк Центральный). На средства Пахалов не поскупился и воздвиг прекрасное трехъярусное здание, хорошо отделанное внутри, с удобной высокой сценой (здание не сохранилось).

После Октябрьской революции в Ставрополе был создан профсоюз сценических деятелей. Он занимался устройством спектаклей, концертов, вечеров.

В годы гражданской войны Ставрополье являлось ареной ожесточенных боев. Ставропольский театр – плечом к плечу с воинами, в первых рядах защитников. В марте 1920 года Ставрополь был окончательно освобожден от деникинцев. Передовые люди во главе с большевиком актером и режиссером В.И.Тункелем создают новый советский театр им. Ленина.

Театр стремился создать новый созвучный революционному времени спектакль и постановкой «Любовь Яровая» – К.Тренёва утверждает свое лицо. В не отапливаемом здании идет спектакль. Зрители – солдаты, перепоясанные пулеметными лентами, сжимая в руках оружие, жадно ловят каждое слово актера.

28 июля 1922 года Губполитпросвет и Всерабис обратился ко всем учреждениям и хозорганам со следующим воззванием:

«Настоящим Губполитпросвет и Всерабис обращаются ко всем учреждениям и хозорганам с воззванием оказать материальную помощь и поддержку Губполитпросвету в его начинаниях по организации серьезного драматического предприятия. Отсутствие театра в городе угнетающе действует на население и превращает губернский центр в большую деревню. Губполитпросветом и Всерабисом приглашена труппа из г.Владикавказа и на подъем таковой, а также на предварительные расходы по ремонту театра и декораций требуется сумма не менее 3 млн. рублей. Губполитпросвет и Всерабис надеются, что хозяйственные органы окажут свою поддержку серьезным культурно-просветительным начинаниям Губполитпросвета».

Многие хозорганы откликнулись на этот призыв и выделили деньги для возрождения драматического театра в Ставрополе. Вскоре двери театра им.Ленина (сейчас им.М.Ю.Лермонтова) вновь открылись.

С 1934 по 1937 гг., когда центр Северо-Кавказского края переместился в Пятигорск, Ставрополь остался без стационарного театра. И лишь в августе 1937 года после возвращения краевого центра в Ставрополь, театр возобновил свою деятельность. В этом же году Ставропольский театр становится краевым. В театр приходят артисты: Е.Н.Писарев, З.Д.Каткова, М.М.Никольский, А.И.Бочков, режиссер М.Соколов, что привело к созданию ярких спектаклей, ознаменовавших собой значительный этап в развитии ставропольского театрального искусства.

30-е годы – время активного развития советской драматургии, что крайне важно для театра, так как художественно полноценные пьесы давали материал для создания ярких и гармоничных спектаклей. В это время в театре идут спектакли по произведениям Д.Фурманова, И Попова, Н.Погодина.

Великая Отечественная война трагически нарушила мирную жизнь, линия фронта неумолимо приближалась.

Редкие спектакли давались по очереди – для населения и оккупантов. Чаще в театре устраивались совещания немецкого командования. При отступлении оккупанты подожгли здание театра.

Летом 1942 года артистов ставропольского драматического театра в срочном порядке эвакуировали в г. Минусинск Красноярского края, где был создан ряд ярких запоминающихся спектаклей по сочинениям К. Симонова, А. Корнейчука, Л. Леонова. За время эвакуации театром было поставлено 250 спектаклей и передано на строительство танковой колонны «Красноярский рабочий» и эскадрильи «Советский артист» более 90 тысяч рублей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Рекоменудем посмотреть:

Сравнительный анализ музыковедческих концепций Э. Курта и Б. Асафьева
Влияние исследований видных музыковедов первой половины XX в. Э. Курта и Б. Асафьева на современное музыкознание общеизвестно. Их работы предопределили некоторые важнейшие направления современной музыкальной теории: анализ отдельных музык ...

М Казаков
М.Ф. Казаков (1738–1812), как и Баженов, является одним из основоположников классицизма в России, Выросший в среде московских архитекторов, прекрасно знакомый с их методами проектирования, организации строительства и конструктивными прием ...

Культура Возрождения
Новый период в культурном развитии Западной и Центральной Европы получил название Возрождения, или Ренессанса. Возрождение (франц. Ренессанс; итал. Риначименто) - гуманистическое движение в истории европейской культуры в период конца сре ...