Соловецкий монастырь

Информация » Соловецкий монастырь

Страница 1

Соловецкие острова — особое место в нашем Отечестве. В них как будто отразилась история всего Русского Севера. Безуспешно осаждали их иноземцы, оказывались они и оплотом старообрядчества, и разоряемы были своими же русскими . А в ужасные 30-е годы XX века по стране гуляла поговорка: «Сегодня на Соловках — завтра по стране».

Начало обители на Соловках было положено иноками Савватием и Германом. Савватий пришел из Кирилло-Белозер-ского монастыря. После преставления преподобного Кирилла в поисках «безмолвного» жития будущий пер-воначальник Соловецкий отправился оттуда дальше на Север и подвизался на малочисленном тогда Валааме. Однако вскоре и этот монастырь показался ему шумным и был оставлен. Странствуя по карельскому берегу, Савватий узнал от местных жителей о Соловецком острове. Поморы рассказали ему, что остров сей, велик, и много на нем озер, полных рыбы, и горы его покрыты бором, и растут там преогромные сосны, годные для постройки храмов . Однако жизнь на острове том, предупреждали они, весьма трудна, лишь в теплое время приходят к нему рыбаки, занимаются своими промыслами и уходят восвояси. На отговоры эти преподобный ответил, что есть у него такой Владыка, который дряхлости дает силы юности.

В устье реки Выг, в селении Сорока, нашел преподобный часовню, а в ней старца Германа, бывавшего уже на Соловках пустынножителя, и в 1429 году после трехдневного лодочного перехода достигли они Большого Соловецкого острова. Выбрав подходящее место на берегу, прибывшие воздвигли крест и срубили келью.

Первые шесть лет иночества на Соловках преподобные провели «к трудам труды прилагая, радуясь и воспаряя умом ко Всевышнему». Но вот однажды Герман от] гравился за припасами на материк. Савватий какое-то время обретался на острове один. Почувствовав скорое приближение кончины, возжелал он причаститься Святых Христовых Тайн и пустился один по морю. Все в том же селении Сорока встретился преподобному игумен На-фанаил, который исповедал и причастил его. 27 сентября 1435 года преподобный Савватий Соловецкий отошел ко Господу.

Устроителем Соловецкой обители стал преподобный Зосима. В Поморье повстречал он преподобного Германа, который поведал ему о начале монашеской жизни на Соловках. В 1436 году Герман с Зоеимой прибыли на Большой Соловецкий остров и поселились близ моря. На месте дивного видения (преподобному Зосиме явилась тогда в небесном сиянии прекрасная церковь на востоке) они понемногу соорудили деревянный храм в честь Преображения Господня, с приделом во имя Святителя Николая Мирликийского и трапезной. С этого момента и исчисляется история обители. Грамота на вечное владение Соловецкими островами, впоследствии неоднократно подтвержденная московскими государями, дарована была монастырю преосвященным Ионой, архиепископом Новгородским, и правителями Новгородской республики. Зосима стал игуменом островного монастыря после того, как трое игуменов, поставленных Новгородским архиепископом, не вынесли тягот жизни на пустынном острове и покинули его.

В 1465 году иноки обители отправились к месту погребения преподобного Савватия на реку Выг в селение Сорока и перенесли его святые мощи в Соловецкий монастырь, где положили их за алтарем церкви Успения Пресвятой Богородицы в особо устроенной для колокола и драгоценную церковную утварь. При игумене Филиппе (1548—1566), будущем митрополите Московском, началось в обители каменное строительство. Первым делом новгородские зодчие с братией монастыря возвели храм в честь Успения Божией Матери с трапезной, а в 1558 году заложили главный храм обители — Спа-со-Преображенский собор, с приделом преподобных Зосимы и Сав-ватия. В 1566 году строительство собора было завершено. 6/19 августа храм освятили, а через день святые мощи первооснователей Соловецких перенесли в придел. По благословению святителя Филиппа строились новые корпуса, а еще прокладывали дороги, соединяли озера каналами, завели ферму на острове Большая Муксалма.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Рекоменудем посмотреть:

Живопись В. Перов
Практическая направленность идейной борьбы 60-х годов не могла не наложить свою печать на живопись этого десятилетия. Она и внушала художникам веру в эффективность прямой критики действительности с целью устранения ее вопиющих пороков. Ли ...

Исторические аспекты садово-паркового искусства Китая
В период династии Чжоу существовали уже два четко выраженных типа сада. К первому относятся императорские ритуальные охотничьи угодья, занимавшие большие территории. Часть пойманных или убитых на охоте животных приносилась в жертву предка ...

Живая глинка
Приезжала как-то в Новосиль Вера Синюкова – кто она, история умалчивает. Но лучше ее, по-моему, никто не написал о чернышинской игрушке. И я не хочу присваивать ее слов (Синюкова В. «Да не иссякнет источник души!». – «Новосильские вести», ...