Соловецкий монастырь

Информация » Соловецкий монастырь

Страница 6

Соловецкая крепость относится к типу регулярных крепостей, рассчитанных на активную круговую оборону с использованием артиллерии. Отсюда прямая трассировка стен большой толщины (но относительно невысоких), значительный вынос башен за плоскость стен и наличие подошвенного пушечного боя. Общая протяженность стен — больше километра. Толщина их у основания достигает 7 метров, а на уровне боевого хода — 4 метров. Крепость имеет форму вытянутого с севера на юг пятиугольника, по углам которого расположены круглые боевые башни: Архангельская, Никольская, Корожная, Прядильная, Белая; обращенное к морю западное крыло защищено Успенской башней. В башнях и стенах устроено одиннадцать проездов. На Святое озеро выходит пристенок с двуми башнями — Поваренной и Квасоваренной; ворота пристенка — Поваренные и Квасова-ренные, а также Никольские, переделанные в начале XX века из пушечной бойницы.

На братском монастырском кладбище, расположенном на холме к югу от монастырских стен, находилась каменная церковь преподобного Онуфрия Великого, выстроенная в 1824 году на месте деревянного храма. Это последняя церковь, в которой еще совершались богослужения во времена СЛОНа; ее взорвали в 1940-е годы. На месте церкви преподобного Онуфрия (от нее сохранилось лишь каменное основание) в 1990 году был установлен крест. От громадного когда-то кладбища остались четыре плиты. В 1994 году появилась первая новая могилка — 7 сентября преставился ко Господу иеродиакон Иринарх (Михеев).

Савватиевский скит был устроен на том месте, где несколько лет прожили преподобные Савватий и Герман. Позже здесь селились иноки, искавшие пустынножительства. Неизвестно, что здесь было тогда из строений, но, видимо, часовня уже была, поскольку в середине XVIII столетия ее перестраивали. Тогда же соорудили кельи, пристань и конюшню, Основные строения возводились уже в XIX веке: церковь в честь иконы Смоленской Божией Матери, невысокая шатровая колокольня, примыкавшая к церкви с запада, и келейный корпус, построенный в 1863 году (не сохранился). К концу XIX века Савватиевский скит был полностью благоустроен. Рядом с храмом в 1886—90 годах возвели большой двухэтажный корпус для проживания 15 человек монастырской братии, многочисленных трудников и паломников. В храме совершались ежедневные богослужения. В 20—30-е годы XX века здесь располагалось 2-е отделение СЛОНа, где содержались политзаключенные. С 1939 по 1942 год вблизи скита размещались землянки и учебные классы Учебного отряда Северного флота — Школы юнг. Сейчас Савватиевский скит постепенно возрождается.

От Савватиева скита хорошо видна церковь на вершине Се-кирной горы, названной так в память об ангелах, высекших жену рыбака. Место это было обжито в середине XIX века. В 1860—62 годах на Секирной горе возвели столпообразный храм с двумя престолами: в верхнем находилась церковь в честь Вознесения Господня, в нижнем устроили придел в честь Воспоминания чуда Архистратига Михаила в Хонех. Храм завершает звонница с куполом, увенчанным небольшой главкой. В световом барабане, на котором поставлена главка, раньше был маяк. Храм связан галереей с деревянным братским корпусом. С юго-западной стороны на гору ведет пологая дорога, а с севера — высокая лестница- С юго-востока у подножия горы находилась часовня в честь Воспоминания чуда Архистратига Михаила в Хонех (не сохранилась). Во времена СЛОНа на Секирной горе располагалось 4-е отделение Соловецкого лагеря — штрафной изолятор. В храме были устроены тюремные камеры, а крутую лестницу на северном склоне горы, насчитывающую 250 ступеней, превратили в место казни. Впервые Божественная литургия в возрождаемом скиту была отслужена в ] 992 году. У северного склона Секирной горы 21 августа 1992 года воздвигли Поклонный крест в память всех погибших узников лагеря.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Рекоменудем посмотреть:

Религии Востока как детоводители ко Христу
Конечно, с христианской точки зрения в данной ситуации требуются существенные оговорки – ведь, как известно, Восток в своем большинстве является нехристианским, а потому его религиозность не может быть признана здравой и верной. Восток ож ...

Экологисты
Так вот, далее возьмем экологистов. Опять же как было упомянуто выше, многим представителям молодежных субкультур присуще чувство тревоги за страну (ну, не то что за страну, за окружающую среду, за животных, за не совершенность мира и так ...

«Царские» праздники
В Московском государстве XVI-XVII вв. стержнем публичной жизни дворца являлись выходы государя и его свиты на православные праздники. Знаток московского двора И.Е. Забелин отмечал, что такие выходы составляли «одну из самых видных сторон ...