Соловецкий монастырь

Информация » Соловецкий монастырь

Страница 6

Соловецкая крепость относится к типу регулярных крепостей, рассчитанных на активную круговую оборону с использованием артиллерии. Отсюда прямая трассировка стен большой толщины (но относительно невысоких), значительный вынос башен за плоскость стен и наличие подошвенного пушечного боя. Общая протяженность стен — больше километра. Толщина их у основания достигает 7 метров, а на уровне боевого хода — 4 метров. Крепость имеет форму вытянутого с севера на юг пятиугольника, по углам которого расположены круглые боевые башни: Архангельская, Никольская, Корожная, Прядильная, Белая; обращенное к морю западное крыло защищено Успенской башней. В башнях и стенах устроено одиннадцать проездов. На Святое озеро выходит пристенок с двуми башнями — Поваренной и Квасоваренной; ворота пристенка — Поваренные и Квасова-ренные, а также Никольские, переделанные в начале XX века из пушечной бойницы.

На братском монастырском кладбище, расположенном на холме к югу от монастырских стен, находилась каменная церковь преподобного Онуфрия Великого, выстроенная в 1824 году на месте деревянного храма. Это последняя церковь, в которой еще совершались богослужения во времена СЛОНа; ее взорвали в 1940-е годы. На месте церкви преподобного Онуфрия (от нее сохранилось лишь каменное основание) в 1990 году был установлен крест. От громадного когда-то кладбища остались четыре плиты. В 1994 году появилась первая новая могилка — 7 сентября преставился ко Господу иеродиакон Иринарх (Михеев).

Савватиевский скит был устроен на том месте, где несколько лет прожили преподобные Савватий и Герман. Позже здесь селились иноки, искавшие пустынножительства. Неизвестно, что здесь было тогда из строений, но, видимо, часовня уже была, поскольку в середине XVIII столетия ее перестраивали. Тогда же соорудили кельи, пристань и конюшню, Основные строения возводились уже в XIX веке: церковь в честь иконы Смоленской Божией Матери, невысокая шатровая колокольня, примыкавшая к церкви с запада, и келейный корпус, построенный в 1863 году (не сохранился). К концу XIX века Савватиевский скит был полностью благоустроен. Рядом с храмом в 1886—90 годах возвели большой двухэтажный корпус для проживания 15 человек монастырской братии, многочисленных трудников и паломников. В храме совершались ежедневные богослужения. В 20—30-е годы XX века здесь располагалось 2-е отделение СЛОНа, где содержались политзаключенные. С 1939 по 1942 год вблизи скита размещались землянки и учебные классы Учебного отряда Северного флота — Школы юнг. Сейчас Савватиевский скит постепенно возрождается.

От Савватиева скита хорошо видна церковь на вершине Се-кирной горы, названной так в память об ангелах, высекших жену рыбака. Место это было обжито в середине XIX века. В 1860—62 годах на Секирной горе возвели столпообразный храм с двумя престолами: в верхнем находилась церковь в честь Вознесения Господня, в нижнем устроили придел в честь Воспоминания чуда Архистратига Михаила в Хонех. Храм завершает звонница с куполом, увенчанным небольшой главкой. В световом барабане, на котором поставлена главка, раньше был маяк. Храм связан галереей с деревянным братским корпусом. С юго-западной стороны на гору ведет пологая дорога, а с севера — высокая лестница- С юго-востока у подножия горы находилась часовня в честь Воспоминания чуда Архистратига Михаила в Хонех (не сохранилась). Во времена СЛОНа на Секирной горе располагалось 4-е отделение Соловецкого лагеря — штрафной изолятор. В храме были устроены тюремные камеры, а крутую лестницу на северном склоне горы, насчитывающую 250 ступеней, превратили в место казни. Впервые Божественная литургия в возрождаемом скиту была отслужена в ] 992 году. У северного склона Секирной горы 21 августа 1992 года воздвигли Поклонный крест в память всех погибших узников лагеря.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Рекоменудем посмотреть:

Великое сотрудничество
Величайшими последователями калотипного процесса были два человека из Эдинбурга — художник Дэвид Октавиус Хилл и химик-фотограф Роберт Адамсон. Они сотрудничали вместе всего пять лет (Адамсон умер в возрасте двадцати семи лет в 1848 году) ...

Русский символизм
Русский символизм, самый значительный после французского, имел в основе те же предпосылки, что и символизм западный: кризис позитивного мировоззрения и морали, обостренное религиозное чувствование. Символизм в России вбирал два потока – ...

Явление андеграунда. Советское искусство 50-80 годы
Основные направления, по которым развивался литературный андеграунд, соответствовали четырем основным позициям цензурных запретов: 1. социально-политическая критика советского режима; 2. эротика и порнография; 3. религиозная пропаганда ...