Соловецкий монастырь

Информация » Соловецкий монастырь

Страница 8

Охранительные кресты воздвигались на древних языческих капищах Соловецкого архипелага. В этом случае древнее капище теряло свой первоначальный смысл и становилось христианским памятником. Такие деревянные кресты сохранились на мысе Колгуев. Над древним капищем на Сигнальной горе Большого Заяцкого острова были выложены кресты каменные.

В богоборческие советские времена чуть не исчезла не только традиция воздвижения крестов, но и сами кресты, установленные когда-то нашими предками. Последним, поставленным до революции, был крест над источником преподобного Елеазара возле Троицкого скита. И сейчас еще на нем можно разобрать потрясающую сознание дату установления — 25 октября 1917 года. Великое множество соловецких крестов было уничтожено во времена СЛОНа (на смену им по глухим местам узники концлагеря сколачивали новые кресты). Во второй половине XX века заброшенные кресты постепенно приходили в ветхость по вполне естественным причинам.

Традиция поставления крестов возродилась с восстановлением иноческого жития в Спасо-Преображенской обители. При монастыре начала работу кресторез-ная мастерская, резчики которой изготовляют кресты в соответствии со старинными правилами. До своей кончины ставрографию крестов утверждал духовник обители старец Иоанн (Крестьянкин), насельник Псково-Печерского монастыря.

В августе 1992 года по благословению Патриарха Алексия II был освящен поминальный поклонный крест в честь новомучеников Соловецких у подножия Секирной горы (во времена СЛОНа здесь был штрафной изолятор).

Этот колокол, отлитый на ярославском колокололитейном заводе С. Д. Чарыш-никова по личной инициативе императора Александра II, принесен был императором в дар Соловецкой обители.

Литье колокола было связано с одним событием Крымской войны 1853—56 годов. Эхо южных морских баталий донеслось и до северных краев — 6 июля 1854 года к Соловкам подошли два английских шестидесятипушечных парусно-паровых фрегата. Англичане предложили русским сдать обитель. Иноки ответили отказом и выкатили две пушки. В начавшейся перестрелке один фрегат был поврежден и ушел ремонтироваться. На следующий день фрегаты повторили атаку, открыв огонь из всех орудий. В ответ палили две пушки береговой артиллерии и восемь на крепостной стене.

Но главным было то, что прямо под обстрелом начался в обители крестный ход с выходом братии (во главе с архимандритом) на стену. Английский капитан признавался позже, что выпущенных по монастырю снарядов и бомб (а было их почти две тысячи) вполне хватило бы на разрушение нескольких европейских городков. Но соловецкие стены выдержали эту страшную бомбардировку, и англичане ретировались.

Удивительнее всего было отсутствие со стороны защитников человеческих жертв. Не пострадали даже чайки, в изобилии населяющие территорию монастыря. Незначительные повреждения были причинены лишь некоторым постройкам. Неразорвавшееся ядро обнаружили за иконой Богородицы. Все это окончательно уверило людей в благом участии Господа.

На фоне общих неудач Крымской войны описанное событие имело огромное моральное значение. Героическая защита почти безоружной крепости и связанные с ней чудеса еще больше укрепили авторитет монастыря среди верующих. А Александр II даровал монастырю колокол.

Для «Благовестпика» была устроена небольшая часовня, у входа в которую на лафетах стояли те самые пушки, что повредили английский фрегат. В верхней части колокола находились изображения Богоматери, святых и Соловецких чудотворцев. На тулове — изображение обстрела монастыря и три медали с надписями на церковнославянском языке.

В XX веке «Влаговестник» чудом уцелел, Лагерная «вохра» даже расстреливала его, тренируясь в стрельбе. Отметины эти хорошо видны и сейчас.

Через 560 лет после прихода на Соловки первых иноков, преподобных Савватия и Германа, первым насельником возрождающейся обители стал игумен Герман. 2 июля 1989 года, вместе с диаконом Иоанном (нынешним игуменом Зосимой), он совершил освящение часовни во имя святителя Филиппа.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9

Рекоменудем посмотреть:

Петербургское Просвещение - национальный вариант европейского Просвещения
Складывавшееся в Петербурге и распространявшееся отсюда по другим городам страны русское Просвещение должно было, как и на Западе, иметь своей духовной доминантой рационализм — благодаря общности исторических задач и прямой опоре на европ ...

Проблема одиночества художника
Проблема одиночества художника вытекает непосредственно из стремления творческой личности к освобождению искусства от бесчувственной публики. Вакенродер рассказывает, как мальчиком Иозеф Берлингер мечтал о том, чтобы в будущем слушател ...

Памятники Северной Америки
Древние памятники Северной Америки соответствуют сравнительно первобытному состоянию. Они разделяются на три группы. Первая начинается на востоке у истоков Аллегани в штате Нью-Йорк и тянется на юг от озера Эри до Миссури; вторая идет от ...