Соловецкий монастырь

Информация » Соловецкий монастырь

Страница 8

Охранительные кресты воздвигались на древних языческих капищах Соловецкого архипелага. В этом случае древнее капище теряло свой первоначальный смысл и становилось христианским памятником. Такие деревянные кресты сохранились на мысе Колгуев. Над древним капищем на Сигнальной горе Большого Заяцкого острова были выложены кресты каменные.

В богоборческие советские времена чуть не исчезла не только традиция воздвижения крестов, но и сами кресты, установленные когда-то нашими предками. Последним, поставленным до революции, был крест над источником преподобного Елеазара возле Троицкого скита. И сейчас еще на нем можно разобрать потрясающую сознание дату установления — 25 октября 1917 года. Великое множество соловецких крестов было уничтожено во времена СЛОНа (на смену им по глухим местам узники концлагеря сколачивали новые кресты). Во второй половине XX века заброшенные кресты постепенно приходили в ветхость по вполне естественным причинам.

Традиция поставления крестов возродилась с восстановлением иноческого жития в Спасо-Преображенской обители. При монастыре начала работу кресторез-ная мастерская, резчики которой изготовляют кресты в соответствии со старинными правилами. До своей кончины ставрографию крестов утверждал духовник обители старец Иоанн (Крестьянкин), насельник Псково-Печерского монастыря.

В августе 1992 года по благословению Патриарха Алексия II был освящен поминальный поклонный крест в честь новомучеников Соловецких у подножия Секирной горы (во времена СЛОНа здесь был штрафной изолятор).

Этот колокол, отлитый на ярославском колокололитейном заводе С. Д. Чарыш-никова по личной инициативе императора Александра II, принесен был императором в дар Соловецкой обители.

Литье колокола было связано с одним событием Крымской войны 1853—56 годов. Эхо южных морских баталий донеслось и до северных краев — 6 июля 1854 года к Соловкам подошли два английских шестидесятипушечных парусно-паровых фрегата. Англичане предложили русским сдать обитель. Иноки ответили отказом и выкатили две пушки. В начавшейся перестрелке один фрегат был поврежден и ушел ремонтироваться. На следующий день фрегаты повторили атаку, открыв огонь из всех орудий. В ответ палили две пушки береговой артиллерии и восемь на крепостной стене.

Но главным было то, что прямо под обстрелом начался в обители крестный ход с выходом братии (во главе с архимандритом) на стену. Английский капитан признавался позже, что выпущенных по монастырю снарядов и бомб (а было их почти две тысячи) вполне хватило бы на разрушение нескольких европейских городков. Но соловецкие стены выдержали эту страшную бомбардировку, и англичане ретировались.

Удивительнее всего было отсутствие со стороны защитников человеческих жертв. Не пострадали даже чайки, в изобилии населяющие территорию монастыря. Незначительные повреждения были причинены лишь некоторым постройкам. Неразорвавшееся ядро обнаружили за иконой Богородицы. Все это окончательно уверило людей в благом участии Господа.

На фоне общих неудач Крымской войны описанное событие имело огромное моральное значение. Героическая защита почти безоружной крепости и связанные с ней чудеса еще больше укрепили авторитет монастыря среди верующих. А Александр II даровал монастырю колокол.

Для «Благовестпика» была устроена небольшая часовня, у входа в которую на лафетах стояли те самые пушки, что повредили английский фрегат. В верхней части колокола находились изображения Богоматери, святых и Соловецких чудотворцев. На тулове — изображение обстрела монастыря и три медали с надписями на церковнославянском языке.

В XX веке «Влаговестник» чудом уцелел, Лагерная «вохра» даже расстреливала его, тренируясь в стрельбе. Отметины эти хорошо видны и сейчас.

Через 560 лет после прихода на Соловки первых иноков, преподобных Савватия и Германа, первым насельником возрождающейся обители стал игумен Герман. 2 июля 1989 года, вместе с диаконом Иоанном (нынешним игуменом Зосимой), он совершил освящение часовни во имя святителя Филиппа.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9

Рекоменудем посмотреть:

Эпоха немого кино
Первые короткометражные фильмы (15—20 метров, примерно 1,5 минуты демонстрации) были по большей части документальные, однако уже в комедийной инсценировке братьев Люмьер «Политый поливальщик» отражаются тенденции зарождения игрового кино. ...

Духовная культура Санкт-Петербурга эпохи Просвещения
При всех отличиях материальной культуры от культуры духовной, становившихся все более глубокими по мере развития новых способов промышленного производства, между этими уровнями культуры существовала глубинная внутренняя связь, которая и о ...

Пейзажный жанр
В последней четверти XVIII века приобрел самостоятельность пейзажный жанр. В 1776 году С.Ф. Щедрин стал первым профессором и руководителем пейзажного класса. Характер его пейзажей лирический, поэтичный. Это в основном изображение окрестн ...