Соловецкий монастырь

Информация » Соловецкий монастырь

Страница 4

Среди высших иерархов Русской Православной Церкви, томившихся на Соловках, были митрополиты, архиепископы, епископы и архимандриты. Большинство из них были умучены, расстреляны, погибли на Соловках или в местах пересылки. Невозможно перечислить имена всех соловецких узников, мужественно стоявших за веру и Отечество.

На закате советской империи Соловецкий архипелаг представлял собой оторванный от материка заброшенный кусок земли с постепенно вымирающими хозяйствами, унылыми пейзажами, лицами и судьбами. Все изменилось 25 октября 1990 года, когда вновь открылся Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиаль-ный мужской монастырь. Затеплилась иноческая жизнь в возрождаемой обители.

На юбилейном Архиерейском Соборе в 2000 году были канонизированы Церковью более тридцати ново-мучеников и исповедников Соловецких и установлено празднование Собора новомучеников и исповедников Соловецких 10/23 августа, на следующий день после Собора Соловецких святых.

Паломники, посещающие Соловецкую обитель, часто не успевают познакомиться со всем, что в ней достойно внимания. Конечно, главное для паломника — приготовить сердце свое к встрече с Соловецкими святыми, но все же не мешает и знать хотя бы немного о «теле» монастыря. Возможно, это знание поможет разглядеть за вековыми камнями обители каменья драгоценные, уготовляемые Господом к устройству Небесного Иерусалима.

Вокруг монастырских стен находится несколько часовен. Одна из них, Александровская, появилась в 1858 году у монастырской пристани в память посещения обители императором Александром П. Высокому гостю интересно было осмотреть монастырь, который оказался «не по зубам» хорошо обученным и прекрасно вооруженным английским морякам. С государем прибыл и бывший во время штурма настоятелем обители архимандрит Александр, за год до того рукоположенный во епископа Архангельского. Это было первое после Петра 1 посещение обители преподобных Зосимы и Савватия царем. Стены восьмиугольной часовенки с четырьмя фронтонами, каждый из которых поддерживается двумя круглыми колоннами, оштукатурены и побелены. Главка выполнена в форме стилизованной императорской короны, крыша — восьмигранная, крыта железом. Двери — с трех сторон, их створки до половины застеклены.

Когда-то Святые врата были «лицом» монастыря. Это не просто вход в обитель, исполненный с особым архитектурным изяществом. Святые врата должны были сказать входящему: вот здесь — мир земной, а здесь — «преддверие рая». Монастырь утопал в зелени, и когда паломник входил сюда весной, то видел цветущие деревья и вдыхал пропитанный ароматами цветов воздух. И сразу ощущал, что попадает совсем в другое пространство. В советское время от этого главного входа в обитель мало что осталось. Были разрушены расписные столбы, кровля с орнаментом, окованные металлом деревянные ставни.

Строительство надвратной Благовещенской церкви началось в 1596 году и продлилось пять лет. Зодчим был монах Трифон (Кологривов), построивший Соловецкую крепость. Первоначально храм над Святыми вратами был небольшим, имел одну главу и завершался несколькими ярусами щипцов (кокошников) на кровле, которые образовывали как бы пирамиду. В середине XIX века Благовещенскую церковь значительно перестроили. Видоизменились окна, кровлю переделали на четырехскатную. Резной иконостас 1633 года не сохранился; в середине XIX века его заменили новым. Настенная роспись также относится к XIX веку. С севера и юга к Благовещенской церкви пристроены Настоятельский и Благовещенский корпуса, бывшие в XVII веке одноэтажными. Нынешний вид свой приобрели они в XIX веке. Богослужения здесь постоянно совершаются с 1992 года. После возвращения мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа в Соловецкую обитель они долго находились в Благовещенской церкви. Над раками с мощами была установлена резная кипарисовая сень.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Рекоменудем посмотреть:

Констебль и Труш
Живописне картины украинских художников разительно отличаются от английских, но всё же есть в ни что-то общее что объединяет и тех и других. Возьмем, к примеру, Ивана Труша и Джона Констебля. Художником, как бы обобщившем в своём искусс ...

Из истории собирания песенного фольклора Самарского края
История собирания песенного фольклора Самарской области насчитывает более ста лет. Первыми изданиями стали сборники и разрозненные публикации, в которых были помещены исключительно тексты песен без нотографической записи напевов. В некото ...

Графическая разработка моделей коллекции в режиме ассоциаций
Коллекция выполнена в технике художественной графики. При разработке вариантов силуэтного решения выбор был сделан в пользу таких геометрических фигур как трапеция и прямоугольник. Они наиболее точно отображают пластику костюма и передаю ...