Соловецкий монастырь

Информация » Соловецкий монастырь

Страница 3

Соловецкая обитель восстала из пепла. Петр 1 дважды посетил Соловки, засвидетельствовав тем самым монаршее прощение опальному монастырю.

При Екатерине II государство вовсю пользовалось «завоеваниями» Петра, и если отъем церковных и монастырских земель мог бы быть приветствуем «нестяжателями», то чиновничье регулирование числа монастырской братии было делом явно неблаговидным. К этому времени относится перевод Соловецкой обители из епархиального подчинения в ведение Святейшего Синода. Соловки стали монастырем ставропигиальным.

Продолжилось каменное строительство. В 1777 году обитель обзавелась каменной колокольней, в 1798 году появилась больничная церковь во имя святителя Филиппа, а в 1834 году завершилось строительство каменной церкви святителя Николая на месте старой деревянной.

Во время Крымской войны Соловецкий кремль еще раз доказал свою неприступность: в 1854 году его древние стены выдержали нападение с моря английских кораблей. Оборону монастыря возглавил тогда архимандрит Александр.

В 1859 году был сооружен Свято-Троицкий собор, где упокоились теперь в раках святые мощи Соловецких чудотворцев Зосимы и Савватия, а над святыми мощами преподобного Германа была построена освященная та 1917 года новая власть объявила войну Церкви, верующему народу и всему укладу русской жизни. Монастырь был закрыт. В 1923 году его превратили в Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН), а в 1937 году преобразовали в Соловецкую тюрьму особого назначения (СТОН), расформированную в 1939 году. Удивительным образом монастырь и тюрьма соединяются в одном из поклонных крестов на острове Анзер, где четко читается дата установки — 25 октября 1917 года.

На Соловки ссылали иерархов Русской Православной Церкви, монахов и священников, участников Белого движения, политических противников советской власти, представителей творческой интеллигенции. С начала 1930-х годов на в его честь церковь, заменившая собой часовню, существовавшую с XVIII века.

К началу XX века при монастыре насчитывалось 6 скитов, 3 пустыни, 19 церквей (с 30 престолами) и 30 часовен. А еще действовали — училище для детей поморов, Братское богословское училище, метеостанция, радиостанция, гидроэлектростанция, литография и ботанический сад. Некоторое время именно здесь работало первое научное учреждение Беломорья — биостанция. При монастыре постоянно жили около тысячи трудников, работавших безвозмездно, «ради молитв преподобных», и несколько сот наемных рабочих. Число паломников, прибывавших по морю монастырскими пароходами, достигало 15 тысяч человек в год.

Святую обитель Соловецкую прославил сонм подвижников благочестия, в разное время подвизавшихся в монастыре, в его скитах и пустыньках. 9/22 августа, в день празднования Собора Соловецких святых, православные поминают первоначальников обители, преподобных Зосиму, Савватия и Германа, преподобного Елисея Сумского, преподобных Иоанна и Лонгина Яренгских, преподобных Вассиана и Иону Пертомин-ских, святителя Филиппа, митрополита Московского, преподобного Иринарха, игумена Соловецкого, преподобного Диодора (в схиме Дамиана) Юрьегорского, преподобного Елеазара, основателя Свято-Троицкого скита на острове Анзер, преподобного Иова (в схиме Иисуса), основателя Голгофо-Расиятского скита на острове Анзер, и многих других святых.

В XX веке Господь попустил обители страшные и жестокие испытания. После октябрьского переворота острова начинают доставлять раскулаченных крестьян из России, Белоруссии и Украины.

Около шестидесяти человек из числа братии монастыря добровольно оставались в лагере в качестве вольнонаемных, работали «инструкторами» на монастырских промыслах. Богослужения разрешалось проводить в кладбищенской церкви преподобного Онуфрия Великого. Длилось это до 1932 года, когда последние соловецкие монахи были высланы с архипелага, а богослужения — окончательно запрещены.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Рекоменудем посмотреть:

Художественная фотография
Искусство сентиментального викторианского периода — это либо картины на идеализированные сказочные темы, либо аллегорические картины, которые любили как в академиях Европейского континента, так и в Англии. Очень уверенно чувствовал себя ...

Национальный характер
Русский народ - признанный творец одной из «осевых» культур. В условиях великой «смены вех» и становления российской цивилизации 21 в., решение проблемы преемственности с культурным наследием и его обновления стало условием духовного возр ...

Русская художественная культура
Ту же закономерность можно проследить и в развитии русской художественной культуры XVIII века. Оно происходило в ходе целеустремленного усвоения опыта европейской литературы, драматургии, музыкального театра, живописи, скульптуры, но к эт ...