Средневековая арабо-мусульманская культура

Информация » Средневековая арабо-мусульманская культура

Страница 7

Деятельность переводчиков в арабо-мусульманском мире – это одна из самых широких и продуктивных в истории человечества попыток усвоения чужого научного и философского наследия. Уже в VIII веке начинается подъём собственно арабской науки; её крупнейшие достижения приходятся на IX-XI века. Основные отрасли научного знания сформировались под непосредственным влиянием переводов. Сюда можно отнести философию (араб. «фалсафа»), географию, математику и астрономию, медицину, ветеринарию, ботанику, зоологию, фармакологию, минералогию и некоторые другие науки. Переводные сочинения недолго имели хождение в том виде, как они вышли из-под пера переводчика. В большинстве своём они подвергались переработке с добавлением арабо-мусульманского практического опыта.

«Наукой наук» в арабо-мусульманском мире считалась философия. Первоначально арабских философских трудов было немного. Философские идеи возникали в среде переводчиков и комментаторов греческих философов. Первым арабским философом считается аль-Кинди (800-ок. 870). Он пытался осветить широкий круг проблем греческой философии, примирить противоречивые греческие учения и тем самым заложил направление, в котором развивалась вся арабская философская мысль. «Вторым учителем» (после Аристотеля) был признан аль-Фараби (870-950), автор ряда философских и социально-этических трактатов. Философский склад ума отличает ряд учёных IX-XII вв. Арабо-мусульманские мыслители стремились свести философские системы древних в единое универсальное знание. При всей широте интересов можно наметить основной круг тем, рассматривавшихся ими: разум, материя, сущность божества, душа, общее и единое, добро и зло, загробная жизнь, сущность и метод познания, пророчество, молитва, идеальное государство.

Самый значительный мыслитель и учёный Средневекового Востока – Ибн-Сина (лат. Авиценна, 980-1037). Он был родом из Бухары, имел энциклопедическое образование. Это философ, учёный-естествоиспытатель, врач, математик и поэт. Главный труд Ибн-Сины – трактат энциклопедического характера «Книга исцеления», содержащая основы логики, физики, математики, метафизики. Он написал комментарии к Аристотелю и много других книг, из которых большое признание получил трактат «Канон медицины».

Ибн-Сина создал оригинальную классификацию наук. Он делил науки на теоретические и практические. Теоретические науки – физика, математика и метафизика (переход от конкретных к отвлечённым знаниям). Физика – учение о материи, о формах движения, о растениях и животных, о минералах. Практические науки – учение об управлении государством, весь круг проблем, связанных с семьёй, имуществом и хозяйством. Всем своим отношением к научным знаниям и философии Ибн-Сина показывал возможность самостоятельного существования религии и науки. Особенно крупный вклад он внёс в область естествознания и медицины. Им создана общая теория медицины, разработаны способы лечения различных болезней. По его медицинскому трактату учились и средневековые европейские врачи.

Весьма значительны достижения арабо-мусульманских ученых в области точных и естественных наук. Они внесли большой вклад в развитие алгебры, плоскостной и сферической тригонометрии, математической физики, оптики, астрономии. Математика и астрономия, основанные главным образом на переводах Евклида, Птолемея и индийских трактатов, были практически направленными. Показательно высказывание Мухаммеда ибн Мусы аль-Хорезми (787 – ок. 850), одного из первых арабских математиков, в начале его знаменитого алгебраического трактата: «Я составил краткую книгу об исчислении алгебры…, заключающую в себе простые и сложные вопросы арифметики, ибо это необходимо людям при дележе наследств, составлении завещаний, разделе имущества и судебных делах, в торговле и всевозможных сделках, а также при измерении земель, проведении каналов, инженерном искусстве и прочем».

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Рекоменудем посмотреть:

Иоанна Богослова церковь
Время создания: 1160-1180 гг. Храм был возведен заботами князя Романа Ростиславовича. Он располагался в княжеской резиденции. Построенная, как и многие другие смоленские храмы, из кирпича, церковь по своим техническим и конструктивным ос ...

Свадебные традиции и обычаи народов мира
Независимо от того, в какой точке мира играют свадьбу и к какой национальности принадлежат молодожены, свадьба будет самым радостным, ярким и запоминающимся событием в их жизни. И все-таки – сколько стран и народов, столько существует сва ...

История возникновения монастыря
Спасо – Прилуцкий монастырь был основан в 1371 году, к северу от Вологды, по дороге в Белоозеро, на левом берегу реки, у села Выпрягово. Это был первый общежительный монастырь на севере Руси. Основал его Димитрий Прилуцкий, игумен Никольс ...