Методическая программа кружка гжели

Информация » Растительные мотивы в гжельской росписи » Методическая программа кружка гжели

Страница 10

Орнамент одно из наиболее важных художественных средств. В гжельских росписях орнамент занимает значительное место. Поэтому руководитель объясняет ребятам понятие узор и орнамент.

Орнамент в переводе с латинского языка означает украшение, т.е. узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов.

Узор — это рисунок, элементы которого могут располагаться произвольно. Если же элементы узора располагаются систематизированно, то это орнамент. Различают целые группы орнаментов по характеру составляющих элементов. Основные признаки орнамента: происхождение, назначение и содержание. Технический орнамент — рисунок, который состоит из простейших клеток. Например, спиралеобразные витки, напоминающие плетение веревок, и т.п. Символический орнамент — орнаментальные образы символов или их система, которые изображают животных, людей, орудия труда. Геометрический орнамент — строгое чередование ритмических элементов любой геометрической формы. Растительный орнамент — сочетание цветов, листьев, веточек, трав. Каллиграфический орнамент составляется из отдельных букв или элементов текста. Фантастический — это изображения символического и мифологического содержания. Астральный орнамент изображает небо, звезды.

При объяснении материала нужно обращать внимание на то, что любое изображение животных или птиц, взятое для украшения произведения прикладного искусства или художественного конструирования, всегда подвергается стилизации. Процесс перевоплощения реальных образов природы в орнаментальные мотивы сложен. Отбирается самое типичное и характерное, придавая орнаменту новое образное содержание.

Школьники оставляют на столе только маленькую круглую беличью кисть (№ 1-3), банку с водой, стеклянную или пластмассовую палитру, на которой положена одна синяя или черная краска, лист бумаги размером 20 х 30 см.

Первоначально ребята проводят на листе по линейке несколько линий карандашом, а затем кистью.

Ребята осматривают кисть, промывают ее. Затем аккуратно набирают краску, еще раз осматривают ее кончик и уверенно проводят тонкую прямую линию.

Дается новое задание: построить простейший орнамент, состоящий из тонких линий.

Руководитель проводит одну линию, параллельно ей — вторую, третью тоже параллельно, но на более близком расстоянии. Четвертую еще ближе, а пятую совсем рядом; затем еще столько же линий, но в обратном порядке. Получается простейший орнамент полосы.

Это задание должны повторить ребята.

Так заканчивается первое практическое упражнение на проведение тонких сплошных линий.

Тема: “Орнамент полосы из тонких линий”.

Дети проводят параллельные тонкие линии под разным наклоном. Орнамент строится за счет различного ритмического расстояния между линиями. В гжельских росписях часто применяется орнамент из сеточки. Используя разные наклоны и расстояния между линиями, можно получить самые разнообразные сеточки.

Руководитель показывает, как делать точки — аккуратные и круглые. Надо взять тонкие круглые палочки, обмакнуть их в краску одним концом и сделать круглый отпечаток на бумаге.

Волнистая тонкая линия

При рисовании волнистой тонкой линии надо следить, чтобы высота и ширина изображаемых волн были одинаковыми. Сначала ученики проводят линии карандашом, а уже по карандашному следу — кистью. Когда ученик сделает 5-10 таких линий, он попытается работать только кистью.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11

Рекоменудем посмотреть:

Внешнее отличие иконы от картины
Форма и размеры иконных досок разнообразны и зависят от композиции иконы, ее назначения (для иконостаса, домашняя, элемент деисусного ряда и т.п.), Форма и размер икон со времени их появления неоднократно претерпевали изменения, поэтому п ...

Характеристика национального стиля Барокко
В 17 веке Рим был столицей мира в области искусства, привлекал художников всей Европы, поэтому Барокко искусство скоро распространилось за пределы «вечного города». Самые глубокие корни за пределами Италии стиль Барокко пустил в католичес ...

Культура на рубеже веков
Хронологически данный период располагается между началом 90-х годов и 1917 годом. Ему предшествуют 80-е годы в качестве переходного десятилетия, когда достигает своих вершин реализм второй половины XIX в. в творчестве Репина и Сурикова и ...