Методическая программа кружка гжели

Информация » Растительные мотивы в гжельской росписи » Методическая программа кружка гжели

Страница 5

Коллективная работа может быть выполнена на одном листе большого формата или состоять из склеенных вместе листов работ, выполненных отдельно каждым кружковцем. Для подготовки к такой работе требуется разработка общего эскиза. Часто делается несколько эскизов лучшими кружковцами, затем на просмотре отбирается наиболее удачный и затем распределяется участие каждого в общем деле. Если работа выполняется на одном большом листе, то одним из кружковцев в натуральную величину делается набросок рисунка карандашом. Затем приступаю к прорисовке каждого элемента. Анализ работы при коллективном творчестве проводится на каждом этапе. Подготовку к росписи выполняет обычно один из кружковцев, а работу красками ведут все. Такая форма работы может быть применена при разработке ширмы для кукольного театра. Однако роспись может быть проведена и с меньшим количеством участников: два-три человека. Другие могут быть заняты разработкой костюмов для персонажей спектакля и декораций.

Фантазия детей очень богата. Поэтому часто композиции, особенно коллективные, они выполняют даже на объемных формах. В этом случае руководитель должен на конкретном примере объяснить, как располагается на поверхности орнамент, почему он должен подчиняться заданной форме. Таким образом, вопросами композиционного построения дети занимаются постоянно.

Для развития художественного вкуса школьников большое значение имеет обучение законам композиции гармоническому заполнению поверхности листа. Мотив слегка намечается карандашом на листе в нужном месте, без уточнения его элементов. Рисуется лишь основа построения орнамента, определяющая основное направление линий и главных элементов. Затем определяются пропорциональные соотношения частей. Именно такая последовательность работы в росписи считается правильной. Школьники часто нарушают эту закономерность, выполняя композицию по частям, прорисовывая сначала мелкие элементы и только потом крупные, заполняя пустые места. Возможен и такой способ работы, но он под силу только очень опытному мастеру, поэтому при обучении такое решение недопустимо.

Для формирования художественного вкуса, творческой активности, глубокого понимания гжельского искусства учебное задание разделяется на отдельные последовательные этапы. Кружковцы всегда должны сопоставлять композиции своих работ с решениями народных мастеров. Задача руководителя состоит в том, чтобы научить ребят мыслить, рассуждать, высказывать свое мнение. После выполнения каждого задания организуются просмотры и обсуждения выполненных работ. Если ученик затрудняется оценить работу товарища, можно задать вспомогательные вопросы: «Что тебе нравится в этой работе, что удалось ее автору, а что нет?» Таким образом ребята учатся анализировать работу друг друга, определять ошибки и стремятся их не повторять. Но мастерство приходит не сразу, поэтому ежедневные упражнения по обработке техники приемов письма продолжаются на протяжении всего учебного времени.

Для закрепления пройденного материала, расширения кругозора, воспитания художественного вкуса проводятся экскурсии в музеи, выставочные залы, на природу. Здесь несомненно ведущая роль принадлежит педагогу. Именно он обратит внимание ребят на интересный узор, мотив, орнамент, которые можно использовать в своих творческих исканиях. Руководитель учит детей видеть в природе розаны и бутоны не только гжельских художников, но и живописцев. Дети с особой тщательностью художника-натуралиста изучают строение листьев и цветов. После таких экскурсий целесообразно давать задания на дом: рисовать стилизованно растения по своим зарисовкам с натуры. На следующем после экскурсии занятии дайте ребятам создать собственные росписи. Так, последовательно, шаг за шагом кружковцы приближаются к заключительному этапу работы, на котором руководитель должен оказать каждому конкретную помощь. Поэтому он сам должен владеть приемами гжельского письма.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Рекоменудем посмотреть: