Кружковцы должны нарисовать пять прямоугольников и закрасить их: первый — темно-синим цветом, последний — светло-синим. Промежуточные закрашиваем синим, постепенно убавляя краситель. Таким образом, получится плавный переход от темно-синего до светло-голубого. Над этим первым рядом прямоугольников ребята должны написать слово светлота. Иногда вместо термина светлота употребляют —растяжка цвета.
Второй ряд прямоугольников иллюстрирует понятие насыщенность. Здесь нужно взять средний по светлоте, например, тот же синий цвет и закрасить им первый прямоугольник. Последний прямоугольник закрасить серым без синего, но равным по тону закрашенному синему. Все остальные прямоугольники заполняются с постепенным уменьшением синего и в равной степени прибавлением черного цвета. После таких упражнений школьники будут правильно понимать термины насыщенность и светлота.
Один из важных законов цветоведения — закон контраста. Все предметы воспринимаются нами благодаря контрастам: темный предмет на светлом фоне смотрится отчетливее и, наоборот, если взять светлый предмет, он заметнее на темном фоне.
Беседу о контрастах хорошо построить так, чтобы ребята сами захотели ее продолжить, привели бы примеры из окружающей их жизни.
Руководитель дает краткие сведения о композиции. Говорит о достижении стилевого единства и выбора главного композиционного центра, симметрии, ритме, пропорциональности и масштабности. На практических занятиях кружковцы зарисовывают с таблиц основные схемы композиционного построения. Выполняют задания по заданному элементу: построить орнамент, узор, применяя принципы симметрии.
В процессе работы необходимо упомянуть о том, что все произведения искусства создаются по законам композиции, их несоблюдение или незнание приводит к нарушению гармонии в произведении.
Слово композиция в переводе с латинского языка означает расположение, составление, сложение. Композиция — это способ построения художественного произведения, принцип связи однотипных и разнородных компонентов и частей между собой. Одним из главных условий достижения правильного композиционного решения является соблюдение единства произведения, которое достигается органической связью всех частей композиции. Например, композиции гжельских мастеров отличаются стилевым единством росписи и формы, несмотря на то что выполнены они на разных предметах. Птицы, животные, растения выполняются в свободной кистевой манере письма. Рассказ о композиции гжельских мастеров лучше сопровождать показом образцов, иллюстраций альбомов и книг.
Одним из условий достижения гармонии в композиции является создание впечатления цельности. Этого можно достичь оправданным ограничением общей формы, количественной соразмерностью частей. Выделение главного, композиционного центра, подчинение этому центру отдельных деталей, которые могут иметь свой малый центр, но не приковывать внимание зрителя, такая соподчиненность деталей усиливает внутреннюю связь элементов и обогащает зрительное восприятие. Задача руководителя — научить ребят выделять главное в композиции, правильно определять композиционный центр. В гжельской росписи это может быть крупный цветок — розан, птица, деревенский пейзаж.
Рекоменудем посмотреть:
Виды и формы одежды
Текстиль. В течение столетия виды мужской и женской одежды менялись постепенно. Вначале это был ансамбль из жюстокора, весты и сорочки с кюлотами. Затем появились фрак и жилет в сочетании с более узкими костюмами, а верхней тёплой одеждой ...
Джайнизм
Джайнистская школа возникла в VI веке до нашей эры на основе развития учений (мудрецов). Она является одной из неортодоксальных философских школ Древней Индии. Джайнизм возник в одно время с буддизмом и также в Северной Индии. Он вобрал в ...
Научная и педагогическая деятельность
В конце мая 1922 переехал из Витебска в Петроград. С осени 1922 преподавал рисунок на архитектурном отделении петроградского Института гражданских инженеров. Создал несколько образцов и спроектировал супрематические росписи для фарфоровых ...
Навигация