Методическая программа кружка гжели

Информация » Растительные мотивы в гжельской росписи » Методическая программа кружка гжели

Страница 7

Кружковцы должны нарисовать пять прямоугольников и закрасить их: первый — темно-синим цветом, последний — светло-синим. Промежуточные закрашиваем синим, постепенно убавляя краситель. Таким образом, получится плавный переход от темно-синего до светло-голубого. Над этим первым рядом прямоугольников ребята должны написать слово светлота. Иногда вместо термина светлота употребляют —растяжка цвета.

Второй ряд прямоугольников иллюстрирует понятие насыщенность. Здесь нужно взять средний по светлоте, например, тот же синий цвет и закрасить им первый прямоугольник. Последний прямоугольник закрасить серым без синего, но равным по тону закрашенному синему. Все остальные прямоугольники заполняются с постепенным уменьшением синего и в равной степени прибавлением черного цвета. После таких упражнений школьники будут правильно понимать термины насыщенность и светлота.

Один из важных законов цветоведения — закон контраста. Все предметы воспринимаются нами благодаря контрастам: темный предмет на светлом фоне смотрится отчетливее и, наоборот, если взять светлый предмет, он заметнее на темном фоне.

Беседу о контрастах хорошо построить так, чтобы ребята сами захотели ее продолжить, привели бы примеры из окружающей их жизни.

Руководитель дает краткие сведения о композиции. Говорит о достижении стилевого единства и выбора главного композиционного центра, симметрии, ритме, пропорциональности и масштабности. На практических занятиях кружковцы зарисовывают с таблиц основные схемы композиционного построения. Выполняют задания по заданному элементу: построить орнамент, узор, применяя принципы симметрии.

В процессе работы необходимо упомянуть о том, что все произведения искусства создаются по законам композиции, их несоблюдение или незнание приводит к нарушению гармонии в произведении.

Слово композиция в переводе с латинского языка означает расположение, составление, сложение. Композиция — это способ построения художественного произведения, принцип связи однотипных и разнородных компонентов и частей между собой. Одним из главных условий достижения правильного композиционного решения является соблюдение единства произведения, которое достигается органической связью всех частей композиции. Например, композиции гжельских мастеров отличаются стилевым единством росписи и формы, несмотря на то что выполнены они на разных предметах. Птицы, животные, растения выполняются в свободной кистевой манере письма. Рассказ о композиции гжельских мастеров лучше сопровождать показом образцов, иллюстраций альбомов и книг.

Одним из условий достижения гармонии в композиции является создание впечатления цельности. Этого можно достичь оправданным ограничением общей формы, количественной соразмерностью частей. Выделение главного, композиционного центра, подчинение этому центру отдельных деталей, которые могут иметь свой малый центр, но не приковывать внимание зрителя, такая соподчиненность деталей усиливает внутреннюю связь элементов и обогащает зрительное восприятие. Задача руководителя — научить ребят выделять главное в композиции, правильно определять композиционный центр. В гжельской росписи это может быть крупный цветок — розан, птица, деревенский пейзаж.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Рекоменудем посмотреть:

Секс с точки зрения медицины и культуры
Все множество видов существующих культурных норм составляет нормативную систему культуры. Она является не хаотичной суммой разрозненных элементов, а подвижной целостностью, все части которой связаны друг с другом и выполняют определенные ...

О несвободе Запада
Западный индивидуализм, теоретически провозгласивший свободу каждой личности, полную законность ее субъективности, на деле привел к кризису свободы западного человека, к его внутреннему закрепощению и рабству. «Несвободен духом человек Н ...

Романтизм в России
К началу второго десятилетия XIX века романтизм занимает ключевое место в русском искусстве, обнаруживая более или менее полно свое национальное своеобразие. Чрезвычайно рискованно сводить это своеобразие к какой-либо черте или даже сумме ...