Методическая программа кружка гжели

Информация » Растительные мотивы в гжельской росписи » Методическая программа кружка гжели

Страница 8

Можно предложить и другой способ: обобщить мелкие элементы орнамента росписи, сконцентрировав их в одном месте. Следует обратить внимание кружковцев на то, что главное в композиции можно выделить не только цветовым контрастом, но и большим пространством белого не заполненного по периферии листа или вычленить центр легким графическим решением.

Сочетание темного и светлого создает контраст в композиции. Композиционный центр может быть выделен за счет более темной разработки основных элементов росписи. Прием контраста часто используют художники Гжели. Их цветы резко выделяются на контрастном белом фоне. Юному художнику нужно подсказать, что в работах округлой формы главный композиционный центр может располагаться на пересечении радиальных линий. В квадратной или прямоугольной форме проще располагать центр посредине. Это классические варианты решения. Однако в работах прямоугольной или другой формы центр может быть расположен как в верхней, так и в нижней части.

Нужно также дать сведения кружковцам о законе симметрии и ритме. Симметрия в переводе с греческого языка означает соразмерность частей художественного целого. В симметричных формах всегда подразумевается ось, относительно которой симметричные части располагаются в зеркальном отражении. Пользуясь законом симметрии, художники достигают завершенности и целостности.

Если текстильщики не могут пройти мимо такого понятия, как раппорт, то гжельцы в своих произведениях этот закон почти не используют. Раппортом называют повторяющиеся мотивы. На гжельских произведениях этот элемент росписи можно встретить в мелкой пластике при росписи костюмов или отдельных частей одежды: рубашек, юбок, платьев, а также в разработке орнаментальных полос.

Таким образом, ребята узнают о симметрии, при которой повторяющиеся раппорты, мотивы как бы перевертываются вокруг своей оси, а элементы, составляющие орнамент, изображаются в зеркальном отражении. На занятиях учащиеся изучают орнамент полосы, различают основные схемы симметричного построения. Они уясняют, что выразительность композиционного решения зависит как от симметричного, так и асимметричного расположения деталей. Уравновешенность в произведении возникает за счет использования осей.

На занятиях следует напоминать школьникам о том, что симметрия почти всегда дополняется ритмом, который возникает при частом повторе осей симметрии. Ритм в переводе с греческого языка , означает мерность, такт, т.е. соразмерное чередование каких-либо элементов с определенной частотой. Надо научить кружковцев использовать повторение элементов, чтобы усилить выразительность. Создать чувство ритма в росписи возможно только при использовании закономерности так называемой триады, т.е. наличия трех повторений элементов в орнаменте по убывающей или возрастающей величине. Ритм в орнаменте, в свою очередь, характеризует движение элементов, изменение и развитие мотивов, передает переход от одного состояния к другому. Таким способом можно, казалось бы, неподвижному орнаменту при помощи ритмически расположенных элементов придать динамику.

Не следует смешивать два понятия: раппорт и мотив. Мотив — это часть орнамента, главный его элемент. Мотив может представлять собой один элемент — это простой мотив. Сложный мотив состоит из нескольких элементов, объединенных в орнаментальное образование.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Рекоменудем посмотреть:

Появление новых субкультур. Их исчезание
Таким образом, музыка развивается и изменяется с каждым годом, это было, есть и будет. Так же и не стоят на месте виды молодежных субкультур, изменению подвергается все: от внешнего вида, до внутреннего мироощущения. Естественно, изменени ...

Значение сказок в жизни человека
Большое количество образов волшебной сказки сложилось в глубокой древности, в ту самую эпоху, когда возникали первые представления и понятия человека о мире. Разумеется, это не означает, что всякий волшебный вымысел берет свое начало из г ...

Портрет эпохи Адриана
Для мировоззрения императора Адриана, а также для многих из его окружения были характерно сосредоточение на внутреннем, стремление уйти от реальности, глубокий интерес к образованности, а также обращение к греческой культуре. Адриан был э ...